Виктор Бут угодил в отчет Конгрессу США

Террористы и повстанцы все больше тяготеют к уголовщине, чтобы обеспечить финансирование, и приобретают у преступников технические средства

Исследовательская Служба Конгресса (Congressional Research Service или CRS) считается «мозговым центром» наших законодателей, входит в структуру Библиотеки Конгресса и работает напрямую для членов, комитетов и сотрудников Конгресса на условиях конфиденциальности и беспартийности. Бюджет CRS на 2012 финансовый год составляет примерно 106,8 млн долларов, на которые там трудятся шесть сотен юристов, экономистов, архивистов и ученых. Одним из последних объектов их труда стал 45-летний россиянин Виктор Бут.

Террористы и повстанцы все больше тяготеют к уголовщине, чтобы обеспечить финансирование, и приобретают у преступников технические средства

В октябре CRS представила Конгрессу отчет «Терроризм и транснациональная преступность» (Terrorism and Transnational Crime: Foreign Policy Issues for Congress), составленный экспертом по терроризму и национальной безопасности Джоном Роллинсом и аналитиком международной преступности Лианой Сан Уайлер. В предисловии к этому 36-страничному отчету указано, что «террористы и повстанцы все больше тяготеют к уголовщине, чтобы обеспечить финансирование, и приобретают у преступников технические средства». В некоторых случаях они предпочитают совершать преступления сами, а когда это не удается, обращаются к пособникам со стороны.

В отчете приведен конкретный пример: «Дело Виктора Бута, пособника глобальных незаконных авиаперевозок» («The Case of Victor Bout: Global Illicit Air Cargo Facilitator»). Авторы отчета называют Виктора Анатольевича Бута «одним из крупнейших в мире поставщиков оружия, известного способностью доставлять что угодно куда угодно своей воздушной армадой в основном бывших советских транспортных самолетов». Далее Роллинс и Уайлер информируют членов Конгресса, что до ареста 6 марта 2008 года и признания виновным «многие считали Бута причастным к контрабанде и нарушению санкций в Африке, юго-восточной Азии и других районах. ООН и правительство США пытались заморозить его активы, а правительство Бельгии в 2002 году выдало ордер на его арест за преступления, связанные с отмыванием денег и контрабандой алмазов». Из отчета Роллинса и Уайлер законодатели узнают, что Бут также обвинялся в незаконной доставке оружия афганским талибам и боевикам «Аль-Каиды», в то же время занимаясь законными грузовыми авиаперевозками по всему миру, включая контракт с военными США в Ираке. «В 2008 году, - продолжает отчет Конгрессу, - его поймали в Таиланде в результате операции УБН (Управления по борьбе с наркотиками) после попытки продать ракеты класса "земля-воздух", автоматы АГ-47, патроны, пластиковую взрывчатку С-4 и самолеты-беспилотники тайным источникам США, выдававшим себя за членов FARC. Хотя в итоге Бута в ноябре 2011 года экстрагировали в США и в апреле 2012 приговорили к 25 годам тюрьмы, образовавшийся после него вакуум в международной торговле оружием могут заполнить другие предприимчивые пособники преступности и терроризма».

8 последних страниц отчета занимает список 50 террористических организаций, 36 из которых исламистские. В остальные входят испанские баски и ирландские революционеры, цейлонские «Тигры освобождения Тамила» и перуанские маоисты, японские «искатели истины» и евреи-каханисты, а также латиноамериканские наркотеррористы. Среди последних авторы отчета особо выделяют Революционные вооруженные силы Колумбии (Revolutionary Armed Forces Colombia или FARC), которую называют «действующей с 1960-х годов одной из наиболее крупных, старых, жестоких и оснащенных террористических организаций Латинской Америки. По мнению авторов отчета, своим долголетием FARC частично обязана наркоторговле, а «движущей силой, которая втянула FARC в эту преступную деятельность, многие считают громадные прибыли от торговли наркотиками». По имеющимся данным, начав в 1980-е годы с крышевания производителей кокаина на своих подконтрольных территориях, к 2000-м годам FARC стала крупнейшим поставщиком кокаина в мире, также зарабатывая на вымогательствах, похищениях людей и незаконной добыче ископаемых. В октябре 1997 года Государственный департамент США включил FARC в свой список FTO - иностранных террористических организаций. Вот кто такой Виктор Бут и с кем он связался, - должны сделать вывод члены действующего Конгресса и их грядущая смена.

Виновным Бут себя не признает и надеется на отмену вердикта в Апелляционном суде, а также на то, что его рано или поздно отправят отбывать наказание из американской тюрьмы в российскую, где он не засидится. Это предусмотрено международной «Конвенцией о передаче осужденных лиц» 1983 года (Convention of the Transfer of Sentenced Persons), которую в разное время ратифицировали 64 страны, включая США (1985) и Россию (2007). Таких случаев на моем веку в Америке было два. В 1997 году в Вашингтоне приговорили к 7 годам лишения свободы первого секретаря посольства Грузии Георгия Махарадзе, который в нетрезвом виде вел машину и совершил ДТП, в результате которого погибла 16-летняя школьница. В 2000 году Махарадзе отправили на «досиживание» в Грузию, где в феврале 2002 года он был досрочно освобожден, как отбывший больше половины срока.

В октябре 2007 года в манхэттенском федеральном суде приговорили к 51 месяцу тюремного заключения и 73 тыс. долларов штрафа россиянина Владимира Кузнецова, который возглавлял административно-бюджетный комитет ООН и был признан виновным в отмывании более 300 тыс. долларов. Он попал в федеральную тюрьму общего режима "Алленвуд" в Пенсильвании и 18 ноября 2008 года был отправлен отбывать наказание в Россию. 20 ноября член Общественной палаты РФ адвокат Анатолий Кучерена сообщил, что Кузнецов, как «осужденный за преступление средней тяжести», может рассчитывать на условно-досрочное освобождение, отбыв одну треть срока, и к 2010 году российский дипломат был на свободе. В случае с Бутом российские МИД и Дума не скрывают своих симпатий к нему, и на родине он смело может рассчитывать на быстрое освобождение, но Махарадзе и Кузнецов были профессиональными и высокопоставленными дипломатами, а Бут частное лицо. «Ваша честь, - сказал Владимир Кузнецов перед приговором в Нью-Йорке, - в течение 25 лет я честно и преданно служил своему правительству в дипломатическом ведомстве, а последние два года в разных качествах представлял свою страну в ООН». Вряд ли Виктор Анатольевич может сказать подобное.

Виновным он себя категорически не признает и с помощью адвокатов утверждает, что стал жертвой политических интриг в высших эшелонах власти США, где из него сделали козла отпущения их грехов, подослали к нему агентов-провокаторов и незаконно арестовали в третьей стране, которая под давлением Вашингтона согласилась на его экстрадицию. Обо всем этом до и после вердикта присяжных русскоязычная общественность в основном узнавала от нью-йоркского корреспондента РИА «Новости», которая с кротостью ангелицы передает то, что ей сообщают русскоязычный адвокат Бута Альберт Даян и еще более русскоязычный Андрей Гаркуша, который раньше был судебным переводчиком, а теперь зовется то судебным консультантом, то консультантом защиты, то помощником адвоката, а то и одним из адвокатов Виктора Бута.

В любом крупном уголовном деле адвокаты оказываются гораздо словоохотливее и красноречивее прокуроров в общении с прессой. Дело Бута вела федеральная прокуратура Южного округа Нью-Йорка, которую считают сильнейшей в стране, а обвинение представляли Анджан Сахни и Брандан Макгайр из спецотдела борьбы с терроризмом и международной наркоторговлей (Terrorism and International Narcotics Unit), куда входят два десятка лучших следователей прокуратуры, которым поручают самые важные дела. В своих заявлениях, прошениях и меморандумах судье Шире Шейндлин адвокат Альберт Даян не щадил ни их, ни Министерство юстиции. В конце января судебный отдел прокурорского надзора рекомендовал судье приговорить Бута к 30 годам тюрьмы. «Мы назвали судебное преследование Виктора Бута «возмутительным поведением федеральных властей, - написал в ответ Альберт Даян 4 апреля. - Этого далеко не достаточно - это позор. Когда в истории США человек, который не совершил преступления против этой страны или ее граждан и даже не подозревался в таких преступлениях, был, как Виктор Бут, выбран объектом преследования на высших уровнях американского правительства? Объектом не расследования, так как это было не расследование, а заведомо принятое решение».

У прокуратуры на этот счет свое, тоже достаточно обоснованное мнение, но им никто не интересовался. Подставой провокаторов или «sting operations» у нас называют внедрение в доверие подследственному тайных агентов, которые выдают себя за преступников и фактически провоцируют его на согласие совершить преступление, после чего следует арест и суд, где провокаторы выступают свидетелями обвинения. Адвокаты и правозащитники протестуют против такого метода, а власти утверждают, что перед «sting operation» обязательно устанавливается серьезность намерений и техническая способность фигуранта совершить данное преступление. Без прошлого, за которое Виктора Бута прозвали «Торговец Смертью», к нему никого бы не подослали.

Встав на его защиту, российский МИД обещает всячески способствовать возвращению Бута, а российский Минюст, который напрямую должен этим заниматься, ведет себя, мягко говоря, некомпетентно. В августе там начали процедуру экстрадиции Бута из США по просьбе его жены Аллы, что предусмотрено Конвенцией, и 9 ноября получили отказ Министерства юстиции США. Отказ, в частности, был мотивирован тем, что апелляционная жалоба адвокатов Бута еще не рассмотрена. В ответ российский Минюст назвал "формальным поводом" для невыдачи Бута тот факт, что решение суда еще не вступило в законную силу. Звучит это очень мило для мнения журналиста или пикейного жилета у одесского кафе, но в Статье 3, п.1 (б) Конвенции о передаче осужденных четко сказано, что для таковой «судебное постановление должно быть окончательным и не подлежать обжалованию».

Пока же Виктор Бут под номером федерального з\к № 91641-054, «белый мужчина 45 лет, подлежащий освобождению 15 декабря 2029 года», содержится в тюрьме усиленного режима "Мэрион" в 300 милях от Чикаго, коротая время душеспасительными беседами с арабскими террористами. «Четвертак» Бута должен казаться им детским сроком: аль-каидовец Эль-Саид Носсаир отбывает пожизненное лишение свободы; Гассан Элаши - основатель мусульманской благотворительной организации, которая перекачала хамасовцам миллионы долларов, в 2008 году получил 65 лет лишения свободы, а Фарес Халафалла - помощник слепого шейха Омара Абдель Рахмана, был приговорен к 30 годам, из которых уже отсидел 19. По режиму тюрьма "Мэрион" - не подарок, но куда лучше «Супермакса Флоренс» - тюрьмы максимально строгого режима в Колорадо, куда Бута должны были отправить, но адвокат Даян его отстоял. Не считая приговора, Альберт Даян очень много сделал для облегчения бытовой участи своего клиента, за что в некоторых кругах его прозвали home attendant, но об этом в отчете Исследовательской Службы Конгресса ничего не сказано.

Новости региона

Все новости