Начало века глазами Беллоуза

Ретроспектива самого американского художника открылась в музее Метрополитен в канун самого американского праздника -- Дня Благодарения

«Мне кажется, что художник должен быть наблюдателем жизни -- уважительным, заинтересованным, эмоциональным наблюдателем. Тогда он сможет отразить великие драмы человеческой натуры», -- так писал один из самых американских живописцев, Джордж Беллоуз.

Ретроспектива самого американского художника открылась в музее Метрополитен в канун самого американского праздника -- Дня Благодарения

Его ретроспектива закономерно открылась в музее Метрополитен в канун самого американского праздника -- Дня Благодарения. В залах, над полотнами Беллоуза, можно прочесть еще несколько его высказываний. Например, «От живописца требуются только три момента: увидеть вещи, прочувствовать их и разгадать их для публики».

Он был вдумчив, чрезвычайно трудолюбив, любознателен и плодовит: полный каталог его работ содержит более 700 живописных полотен и множество образцов графики. Ни разу не покинув пределов Америки, он изучал европейское искусство в нью-йоркских музеях. Мастер пейзажа, портрета, жанровой сцены, график и иллюстратор, он соединил реализм и модернизм и стал проницательным бытописателем американской жизни первых десятилетий 20-го века, прежде всего -- городской. Построенная в хронологически-тематическом порядке, выставка включает лишь десятую часть созданного художником, может быть слишком мало внимания уделяя его поздним пейзажам. И все же вы узнаете и увидите на ней много интересного.

Беллоуз (1882–1925) родился и вырос в Коламбусе, штат Огайо. Единственный и поздний ребенок в скромной по достатку и происхождению семье, он рано, причем в равной мере проявлял талант спортсмена и художника. Поступив в Университет Огайо, он играл в баскетбольной и в бейсбольной командах и прославился своими иллюстрациями, которыми снабжал университетские и прочие публикации (подработывая иллюстрациями в юноые годы, он продолжал работать в этой сфере и позже, будучи успешным живописцем).

В какой-то момент он думал стать профессиональным спортсменом, но в 1904 г., за несколько месяцев до получения диплома, переехал в Нью-Йорк, чтобы серьезно учиться живописи у Роберта Хенрая. Под его влиянием он обращает взор на жизнь иммигрантов и изучает искусство Мане и Веласкеса, Гойи и Домье. Среди его однокашников – Эдвард Хоппер и Рокуэл Кент. Они все, опять же под влиянием своего наставника, стремятся отражать повседневную американскую жизнь.

Успех пришел к нему быстро: когда в 1908 году ученики Хенрая организовали выставку городских этюдов, критики обратили на него внимание. Через год он уже сам преподавал живопись, одновременно собирая награды на выставках и конкурсах, получая заказы и находя все больше покупателей.

Его личная жизнь тоже складывалась удачно: еще в Художественной школе он встретил свою будущую жену, Эмму. Та, будучи девушкой решительной и независимой, далеко не сразу согласилась стать его женой. Пять лет он добивался ее руки. Но брак оказался счастливым: Эмма стала ему настоящим другом, о чем говорят его письма к ней, полные нежности, восхищения и размышлений на профессиональные темы, которые явно находили у нее понимание.

Несколько картин в разных залах выставки отражают эти отношения. Вот «Студия», где художник изобразил не только часть своего нью-йоркского таунхауса, но и его обиталей: позирующую ему Эмму, играющих дочек, тещу – с приложенной к уху телефонной трубкой, чернокожую служанку в белом чепце и даже своего помощника-гравера, склоненного над рабочим столом. Что касается его самого, то мы видим лишь его фигуру, повернутую к нам спиной. Он редко изображал себя, но на выставке есть рисунок-автопортрет: продолговатый овал, внимательный, исподлобья, взгляд... Среди поздних работ на выставке -- портрет Эммы за фортепиано и другой, «парадный», с дочерьми.

Растущая известность приносила ему заказы на портреты от представителей имущего класса. Но не они его прославили. Главные достижения Беллоуза-живописца – это изображения боксерских матчей (на этом спорте в его время была помешана вся Америка, и картина боксерского поединка «Stag at Sharkey’s» принесла ему первую всенациональную славу), нью-йоркской бедноты («Сорок два мальчишки», «Речные крысы», портрет «Пэдди Фланиган», гравюры «Почему они не уезжают на отдых в деревню?»), горожан на пляже («Кони-айленд»), строящегося, меняющегося, переполненного, заснеженного, закопченного Нью-Йорка (им посвящен целый зал). А еще – наполненные воздухом картины морских просторов Лонг-Айленда и скалистых берегов Мэйна, пасторальные пейзажи Вудстока и его окрестностей (там, среди Катскильских гор, где селилось немало его коллег-художников, Беллоуз выстроил дом для себя и своей семьи, проводя в нем все больше времени).

Он говорил, что не понимает художников, ищущих темы для картин. Для него темы были повсюду. Даже на страницах газет: когда разразилась первая мировая война, он «сочинял» сюжеты картин, не будучи на полях сражений, но читая американскую прессу. На выставке этим работам отдан целый зал: они изображают жестокости немцев – в частности в Бельгии (теперь доказано, что многие истории в прессе были вымыслом). Он был близок социалистам, дружил с Джоном Ридом, ездил с ним по стране и иллюстрировал социалистические издания, и многие его работы окрашены симпатией к простым людям и наблюдательностью.

В начале 20-х годов он создает целый ряд монументальных фигуративных полотен в стиле старых мастеров. Казалось, что он стоит на пороге какого-то нового важного периода. Он умер от перитонита, вызванного непрооперированным аппендицитом, в 1925 году, в возрасте 42 лет. Некоторые считали, что его подлинная карьера только начинается...

Сегодня картины Беллоуза можно найти в университетских и частных собраниях (например Билла Гейтса), в Национальной галерее, в Музее американского искусства Уинтни, в МоМА и даже в Белом доме. Выставка продлится до февраля.

Новости региона

Все новости